Мы поговорили с режиссером и креативным директором агентства ВМЕСТЕ Верой Домашкиной о том, что общего может быть у организатора и геолога, о сложных проектах на Алтае и в Сибири, а также о том, как режиссура превращает мероприятия в события.
Вера, расскажите как вы пришли к event-режиссуре?
Несмотря на возраст, мой опыт в сфере организации мероприятий немалый — около 12 лет и 7 из них я занимаюсь режиссурой массовых и индивидуальных мероприятий.
Во время учебы в Новосибирском государственном университете мне (как будущему геологу) доверили организовать студенческий День геолога. Тогда я почувствовала невероятную страсть к организации событий и режиссуре, которая до сих пор со мной. Это предопределило мою дальнейшую судьбу — на одного организатора стала больше, а на одного геолога — меньше.
Сейчас я понимаю, что у этих профессий гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд, ведь ивентер практически как геолог — привычен к переездам, экстремальным условиям и дедлайнам, быстро ориентируется в любой ситуации, мгновенно принимает решения и слаженно работает в команде.
Сибирская закалка научила меня сохранять оптимизм в любой, даже самой патовой ситуации.
Это сильно помогло мне, когда сразу после переезда в Москву я оказалась в головном офисе компании на руководящей должности, и помогает на проектах по сей день.
Режиссура мне ближе всего, так как мне всегда нравилось создавать и придумывать что-то интересное в рамках ивента, рулить действием, не ограничиваясь при этом обычными опциями и сценариями.
Как, на ваш взгляд, пандемия изменила рынок мероприятий и подходы к режиссуре?
Не будет большим откровением, пандемия очень сильно скорректировала вектор массовых мероприятий и вывела индустрию в целом на новый уровень. Изменился мир вокруг нас, меняются подходы, запросы.
Я бы выделила 2 основных момента, которые мы отметили для себя — переход в онлайн и фокус на выездные события внутри региона.
Что касается онлайна — пришлось овладеть новыми навыками и разбираться во всех тонкостях трансляций. С точки зрения режиссуры, выразительные средства, с помощью которых ты строишь коммуникацию со зрителями онлайн и офлайн, одни и те же, но применяются они к разным аудиториям совсем по-разному и уметь их сочетать для разных форматов и попадать точно в цель одновременно взаимодействуя с разными аудиториями — большое искусство.
В гибридах и режиссер работает не только на непосредственных участников, но и на тех кто «на удаленке», по ту сторону экрана, а вовлеченными и удовлетворенными должны остаться и те и другие.
Что касается выездных событий — с ростом интереса к внутреннему туризму получили развитие локальные достояния России — такие как горнолыжные курорты Шерегеш и Манжерок, озеро Байкал, Алтай (у нас здесь есть филиал, который сейчас занимается развитием направления бизнес-туризма).
Любые события на дикой природе очень сложные в режиссуре и организации. Мы приобрели огромный опыт в выездных мероприятиях, организация которых в ряде регионов очень специфична (если вы когда-нибудь сталкивались с подрядчиками в горах — вы понимаете о чем я).
С приходом пандемии у нас в геометрической прогрессии выросло количество запросов от партнеров и коллег на помощь с организацией таких локальных событий, и мы даже решили выделить режиссуру в отдельное направление, которое предлагаем другим агентствам или клиентам на аутсорс.
А в чем по-вашему сложность онлайн-режиссуры?
Мы вообще считаем, что режиссура — это одновременно и самое важное и самое сложное в организации событий.
Можно все грамотно организовывать технически, но самое важное в мероприятии — это та магия, которая и делает его настоящим событием. Это атмосфера, которой заряжаются все участники мероприятия и именно она приносит желаемые результаты и помогает достигать тех бизнес-целей, которые ставит перед собой событие. И это тонкий момент, который тяжело объяснить и создать.
Что касается онлайна — сложность в том, что в таких мероприятиях важно постоянно держать фокус на атмосфере, поэтому мы придумываем «оболочку» для каждого мероприятия, продумывая тайминг посекундно. В онлайне зрителю гораздо проще «выпасть» из процесса, а упустив внимание участника вернуть его обратно без потерь полноты восприятия — непросто. И в целом, «держать» внимание зрителя в онлайне — сложнее.
Для этого мы делаем разные фишки: вовлекаем участников с помощью advent-решений, проводим флешмобы, снимаем настоящие художественные фильмы и в день мероприятия проводим онлайн-голосование среди лучших. В сам эфир максимально включаем аудиторию по ту сторону экрана в процесс — конкурсы в прямом эфире, звонки в студию, живой контент здесь и сейчас. Мы одними из первых стали предлагать клиентам технологичные решения, такие как мэппинг, AR и XR, которые помогают повышать зрелищность и вовлеченность.
Ориентируетесь ли вы на какие-то тренды в режиссуре?
Конечно. Главный тренд, который можно сейчас выделить — это интеграция в игровые платформы и цифровые пространства — метавселенные.
Когда все только начинали говорить о метавселенных, мы, чтобы быть в ногу со временем, разработали и предложили сценарий гибридного мероприятия через интеграцию с одной из виртуальных платформ. Вместе с айтишниками мы подготовили и предложили сценарий для конференции, где в диджтале можно через цифрового двойника виртуально ознакомиться с продуктами компании, посоревноваться между собой в различных играх, заработать баллы и получить призы. Тем самым мы придали новый смысл скучному контенту мероприятия. Правда, клиенту — крупной отраслевой компании — это показалось слишком смелым решением
Мы активно реализуем развлекательный контент и на традиционных онлайн платформах. Так с началом пандемии, когда произошел массовый уход на «удаленку», мы продвигали бренд и продукты клиентов посредством ежедневных информационно-познавательных постов, прямых эфиров и интеллектуальных мини-викторин. Мы создали марафон, который включал ежедневные розыгрыши призов в течение 4 недель. 159 финалистов боролись за главный приз.
Были разработаны виртуальные маски, дополненная реальность, что дополнительно привлекало аудиторию к проекту, особенно молодое поколение. По итогам мы получили более 850 тыс фактических показов в Stories, более 650 тыс. фактических охватов. Сейчас это могут показаться небольшие цифры, но на момент, когда никто не знал, что такое онлайн-мероприятие, как его делать и что получать в итоге — это очень хороший результат, ведь мы были у истоков, придумывали все сами, при этом ориентируясь на тренды, которые существовали в текущий момент.
Помните первое онлайн-мероприятие в вашем агентстве? Какими впечатления у вас были после проекта и с какими пришлось столкнуться сложностями?
ВМЕСТЕ были из тех агентств, кто сразу принял вызов новой реальности — мы сосредоточились на онлайн и гибридах, понимая, что это не временная история.
Первым проектом, который полностью прошел онлайн стал День Шахтера для крупной добывающей компании. Это был очень ценный опыт. Более 6000 зрителей по всей стране, телемосты с Китаем и Сингапуром. Здесь нужно отметить, что зрителями мероприятия были преимущественно не офисные сотрудники, а представители рабочих профессий, и было своеобразным вызовом заинтересовать их прийти в онлайн. Мы разработали программу c advent-составляющей: предварительные конкурсы, коммуникация с сотрудниками. Так мы поняли, что абсолютно любую аудиторию можно вовлечь в онлайн, главное — знать как.
А какой кейс запомнился больше всего?
Один из моих любимых кейсов — онлайн мероприятие «День финансовой грамотности» для одного из лидеров финансовой отрасли.
Задача стояла сложная — провести конференцию и панельную дискуссию для активной молодежи и студентов в онлайн по финансовой теме с максимально возможным охватом.
Для этого нам пришлось подключить совершенно разные площадки в различных локациях — экспертов, представителей администраций и органов власти, студенческие аудитории, а топовых спикеров объединить визуально в единую панель в одной виртуальной студии, несмотря на то что они находились совершенно в разных городах. Это был вызов для всей нашей команды и наших партнеров. Целевая аудитория — преимущественно молодежь, и контент скорее деловой, чем популярный.
Мы обработали дикое количество цифрового контента, протестировали массу оборудования, в том числе дублирующего на случай сбоя, отработали новые сценарии. Чтобы мероприятие было нескучным — внедрили в сценарий прямого эфира квиз с призами, флэшмобы, музыкальные паузы с живой музыкой и другие фишки. В итоге мы перевыполнили все планки по охвату, и для нас самих это было прекрасной школой.
К онлайн-трансляции подключились более 2 тысяч участников — студентов и преподавателей. 2 часа трансляции и 6 городов прямого эфира, подключение множества локаций. Это было очень непросто.
Продолжаете ли вы работать над офлайн событиями или полностью переключились на онлайн?
Офлайн по-прежнему любим всеми и, конечно же, нельзя отрицать, что он дает людям гораздо больше эмоций. У нас большая филиальная сеть во многих городах России — в Новосибирске, Красноярске, на Алтае, которую мы сейчас активно развиваем, чтобы масштабировать как офлайн, так и гибридные мероприятия.
В основном у нас в офлайн-сегменте сейчас марафоны, спортивные соревнования. Также культурные и деловые мероприятия не теряют своей актуальности, проводим их (хотя и не так часто как хотелось бы) с разрешения властей и при соблюдении всех антиковидных требований.
Буквально на днях с нашим клиентом мы завершили крупный проект в Сибири — Церемонии этапов кубка мира FIS по сноуборду в дисциплине «сноуборд-кросс», это отборочные туры на Олимпийские игры-2022, которые впервые прошли в Красноярске. На этом проекте мы занимались организацией и режиссурой Церемонии открытия соревнований.
В них принимали участие около 110 спортсменов из 16 стран, было разыграно 4 комплекта медалей.
<iframe allow="accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share" allowfullscreen="" frameborder="0" height="450" loading="lazy" src="https://www.youtube.com/embed/G7OYb0H3prw?feature=oembed" title="Церемония открытия этапов кубка мира FIS по сноуборд-кроccу в Красноярске, 7-9 января 2022" width="800"></iframe>
Чем он больше всего запомнился?
Конечно, это грандиозная ответственность и сложность режиссуры.
На Церемонии открытия по сноуборд-кроссу основной замысел был в том, чтобы показать морозную энергию Сибири и могучего Енисея, вайб свободы, молодости и духа соревнований.
Центральным объектом была сцена — пришлось отказаться от классических вариантов оформления из-за особенностей площадки, и использовать нестандартные решения — металлические конструкции сцены сделать как продолжение горного рельефа и использовать прозрачные воздушные декоративные конструкции.
Шоу открытия было насыщенным, оно включало экстремальную программу от мото- и снегоходных фристайлеров: спортсмены выполняли трюки под народную калинку и этнические сибирские песни в современной drum-обработке. Большое внимание уделялось костюмам артистов — мы следили, чтобы образ работал целиком и передавал сибирский колорит.
Атмосфера была теплой, а погода лютой. Поэтому основным вызовом, наверное, стали сибирские морозы. Экстремальное шоу, а на улице мороз под минус 20. Плюс сложная логистика проекта. Приходилось доставлять оборудование из разных городов во время новогодних праздников.
Но в итоге все сложилось. Шоу создавало максимально погружающий эффект — программа была наполнена атмосферой экстрима, красоты и силы Енисейской Сибири. Это было послание для гостей и зрителей соревнований, демонстрирующее Сибирский характер и единство спорта, экстремальных трюков и молодежной культуры.
В результате, каждый зритель проникся главной мыслью шоу, увидел всю красоту и прочувствовал атмосферу Сибири.
А какие проекты для вас самые сложные в реализации?
Локальные проекты в регионах без развитой инфраструктуры для столичных и зарубежных клиентов — это самая требовательная публика.
Здесь каждый проект уникальный, сценарий делается и реализуется по индивидуальному заказу — кого-то впечатлит конная прогулка к живописному озеру или восхождение с ужином на двоих на вершине горы под деревом с 50-ю рубиновыми светильниками и лунной дорожкой, с трансфером в вертолете и проживанием в высококлассном горном отеле, а кого-то удивляем экстремальным сплавом по горной реке с тимбилдингом в военной крепости и культурной программой национальных обрядов.
При этом очень важно — не навредить природе, за этим мы очень тщательно следим.
Совсем недавно мы проводили в Шерегеше корпоративную стратегическую сессию с деловой программой и с последующим катанием на лыжах в костюмах героев в стиле русских народных сказок. Для экстремалов были экскурсии в дикие горы, куда доберется не каждый райдер, путешествие по отдаленным горным тропам и «посвящение» новых сотрудников.
Особенность таких проектов — отсутствие какой-либо инфраструктуры. То есть все что ты сделал в Москве, разными способами доставляешь и используешь. Право на ошибку стоит времени на логистику, а это сутки и не одни.
Это непросто, но очень интересно, ведь как любят говорить в нашей команде — организатор должен быть готов к любым экстремальным ситуациям. Мы научились адаптироваться, делать интересные проекты даже в условиях ограничений, у нас большая команда, и нас объединяет желание делать самые яркие события для жизни и бизнеса как неповторимый, уникальный и близкий сердцу проект.